12.02.2019
Самомассаж кистей рук
Игровой
самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством
реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений
письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным
средством для нормально развивающихся детей.
Веселый
спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной
сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится
порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое
четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении
создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического
воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и
динамике развития сюжета.
Как
известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на
функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами,
на выведение продуктов распада, на сократительные способности и
работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов
и связок.
Самомассаж
кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на
ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется,
улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе
самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и
массирующей кисти.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная
составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих
кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и
разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает
механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная
гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от
рецепторов,
расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.
Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные,
эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только
оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и
способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного
мозга.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает
возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное
воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления,
равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством
совершенствования и таких психических функций, как внимание, память,
зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер.
По данным современных исследований, игровой самомассаж
кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от
застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, также он содействует
снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции
гиперактивности.
Веселые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,
возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют
изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а
это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Зигзагообразное поглаживание:
Дунул
ветер на березку, разлохматил ей прическу.
Ветер
очень торопился, улетел, не извинился.
М.
Чьи
руки зимою всех рук горячей?
Они
не у тех, кто сидел у печей,
А
только у тех, а только у тех,
Кто
крепко сжимал обжигающий снег,
И
крепости строил на снежной горе,
И
снежную бабу лепил во дворе.
В.
Берестов
Пять
пальцев на руке своей
Назвать
по имени сумей.
Первый
палец – боковой,
Называется
Большой.
Пальчик
второй –
Указчик
старательный,
Не
зря называют его Указательный.
Третий
твой пальчик
Как
раз посредине,
Поэтому
Средний дано ему имя.
Палец
четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый.
Совсем
как в семье,
Братец
младший – любимчик.
По
счету он пятый,
Зовется
Мизинчик.
Л. Хереско
Граблеобразное круговое растирание
ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Диво
дивное – паук,
Восемь
ног и восемь рук.
Если
надо наутек,
Выручают
восемь ног.
Сеть
плести за кругом круг
В.
Суслов
Пиление (продольное и поперечное) ладони
ребром ладони
противоположной руки.
Пилит,
пилит пила,
И
жужжит, как пчела,
И
визжит, и поет,
Соням
спать не дает.
В. Сокол
«Намыливание» рук.
Не
секрет для нас с тобой,
Каждый
знает это –
Руки
мой перед едой
И
после туалета.
Круговое разминание ладони подушечкой
большого пальца
противоположной руки.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи
по дорожке,
Ползи
по ладошке,
Ползи,
не спеши.
Рога
покажи.
Пунктирование пальцами (игра на пианино).
Кто
там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи
шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я
усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может,
кошек подковали?
Кап-кап-кап.
Ж.
Давитьянц
Поколачивание ладони кончиками сложенных
в щепоть пальцев.
Уложили
дятла спать
В
деревянную кровать.
Он
в кровати всем назло
Продолбил
себе дупло.
В.
Линькова
Легкое плоскостное поглаживание тыльной
поверхности кисти.
Во
дворе у Толика
Маленькие
кролики.
Беленькие
кролики,
Целых
восемь штук.
По
утрам мы с Толиком
Кормим
наших кроликов,
И
едят морковку
Кролики
из рук.
В.
Кодрян
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде
отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на