12.02.2019
Памятка для воспитателя
1. Образовательная
ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок обязательно занимал
активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то
наблюдающим, то действующим.
2. На занятии должен главенствовать дух открытия.
3. Обязательны смена мизансцен и движение.
4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем
виде.
5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без
внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать
их причину).
6. Помнить о необходимости развития речи в любых формах деятельности.
7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям,
а не к воспитателю.
8. Учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий.
9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия.
Продолжительность работы в ученических тетрадях (в клетку) или на печатной
основе на занятиях по обучению грамоте или математике - не более 10 минут на
одном занятии.
10. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический
стиль общения.
11. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных
возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным: в его процессе
складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и
основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность
(способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами
взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность за
них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и продуктивную
деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность (сознательное
соблюдение моральных принципов); творчество (творческое воображение,
любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям
научно-технического прогресса); компетентность (определенный объем знаний и
субъективный опыт в разных сферах окружающей действительности, в том числе в
способах познания, простейших измерениях, экспериментировании с предметами);
коммуникативность (способность добиваться социальной общности при сохранении
собственной индивидуальности); воля, или произвольность (способность управлять
своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами,
нормами).
Известный отечественный ученый А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что
«основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в
первые годы жизни ребенка в детстве... От того, как воспитывается ребенок в
первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного
обучения, а затем и все последующее формирование всесторонне развитой
личности». Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен
на развитие
личности каждого ребенка.